Содержание

Как избежать подключения дополнительных услуг   Что важно учитывать Можно ли отказаться от платных услуг, если они уже подключены Вместо заключения

Перечислим основные платные услуги, которые предлагают МФО:

  1. Анализ кредитной истории. Некоторые микрофинансовые компании говорят, что для принятия решения о выдаче займа им нужно направить запрос в Бюро кредитных историй. А потом заявляют, что эта услуга платная.

Конечно, цель МФО — заработать деньги. Однако если вам предлагают проверить кредитную историю, чтобы выдать займ, не спешите соглашаться. Многие микрофинансовые компании не продвигают проверку КИ как платную услугу. Они делают запрос за свой счёт и даже могут подарить клиенту проверочный отчёт.

Кстати, вы можете самостоятельно проверить свою кредитную историю бесплатно два раза в год. Однако для этого вам нужно знать, в каком БКИ она хранится. Проще всего получить такую информацию через «Госуслуги». Для этого нужно зайти на страницу и действовать по инструкции.

2. Перевод денег на карту. Некоторые МФО предлагают платное зачисление займа на карту. Однако микрофинансовые организации, которые работают легально, переводят деньги на банковскую карту или счёт бесплатно.  Существуют и другие способы получения средств, например, наличными или на электронный кошелёк. Они могут сопровождаться комиссией, поэтому перед тем, как заключить договор, внимательно изучите все его условия, включая стоимость доп. услуг.

Обычно МФО переводят деньги на карту, но услуга может быть платной

3. Страхование. Это необязательная услуга, которую часто предлагают МФО. Однако если клиент отказывается от страхования жизни и здоровья, кредиторы часто не выдают заём или завышают процентную ставку. Поэтому условия договора без страховки лучше обсудить до его заключения.

4. SMS-сообщения. Многие МФО предлагают своим клиентам уведомления о датах платежей. Это дополнительная услуга, за которую микрофинансовые компании могут брать деньги. Обычно стоимость рассылки составляет не более 100 рублей. Клиент вправе отказаться от SMS-информирования и сэкономить. Важно помнить, что информация о дате платежа и операциях по займу обычно отображается в личном кабинете, поэтому рассылка сообщений — бесполезная «опция».

5. Телемедицина и платные подписки. Некоторые МФО сотрудничают с медицинскими организациями, поэтому активно предлагают своим клиентам  услуги телемедицины. Иногда микрофинансовые компании работают с юридическими фирмами и продают консультации юристов. Другими платными услугами могут быть: подвоз топлива для помощи на дороге, такси на случай ДТП, эвакуация автомобиля и другие.

6. Комиссия за внесение платежей. Многие МФО устанавливают комиссию за возврат задолженности. Правда, зачастую она взимается не при всех способах погашения. Например, за перевод денег через сторонний банк, клиент платит деньги, а если он вносит платёж в офисе компании, то комиссию не уплачивает. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, связанных с внесением дополнительных платежей, внимательно читайте условия займа перед его получением.

Перед заключением договора с МФО, важно его внимательно прочитать

Как избежать подключения дополнительных услуг  

Обычно микрофинансовые организации предлагают с займом несколько «полезных опций», начиная от рассылки SMS-уведомлений о платежах до страхования жизни и здоровья. Некоторые кредиторы даже умудряются продать клиенту услуги юристов. Прочитав договор с МФО после подписания, многие заёмщики удивляются тому, сколько ненужных «опций» они купили.

Проблема в том, что стоимость всех дополнительных услуг нередко равна сумме займа. Порой это значительно бьёт по кошельку клиента и затрудняет возврат средств. Некоторые МФО включают плату за сервисы в сумму договора. Если заёмщик допускает просрочку, то на стоимость дополнительных услуг тоже набегают проценты. В итоге задолженность сильно увеличивается.

Кстати, при подключении доп. услуг заёмщики иногда получают на карту деньги, а потом обнаруживают, что должны вернуть на порядок больше, даже если займ был беспроцентным. Это обусловлено тем, что многие МФО сразу списывают оплату SMS-уведомлений, страхования и других дополнительных услуг с «баланса» заёмщика. В результате долг может оказаться гораздо больше, чем планировалось.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, следуйте нашим советам:

  1. Внимательно читайте договор и всегда проверяйте размер займа. Сверяйте, сколько денег вы получили, с суммой возврата. Обязательно просматриваете индивидуальные условия договора. Как правило, они представлены в таблице, расположенной на первой странице соглашения. Чаще всего дополнительные услуги указывают в графе 15.
  2. Всегда проверяйте полную стоимость кредита (ПСК). Так вы поймёте, сколько переплатите. Кстати, в ПСК входят не только проценты по займу, но и стоимость дополнительных услуг, указанных в графе 15.

На заметку: МФО указывают полную стоимость кредита в квадратной рамке, расположенной в правом верхнем углу, на первой странице договора. ПСК не должна превышать максимальную ставку, ежеквартально публикуемую Банком России. Посмотреть актуальную информацию можно на сайте ЦБ РФ. Для займов сроком не более года ПСК не может быть более чем в 1,3 раза больше суммы займа на 15.08.2025. При этом максимальная ежедневная процентная ставка составляет 0,8%.

ПСК всегда ограничена

Что важно учитывать

МФО может предложить вам подключить дополнительные услуги, не влияющие на условия займа. Их не напишут в ПСК и оценить сумму переплаты будет сложнее. Поэтому перед заключением договора внимательно читайте все документы, которые предлагает займодавец. Если вас не устраивают условия займа на карту или возникают сомнения по поводу заключения договора, обязательно задавайте вопросы. Это убережёт вас от подключения нежелательных дорогостоящих услуг и большой переплаты по займу.

Учитывайте, что при оформлении договора в офисе, сотрудники часто просят подписать клиентов множество документов, не объясняя, для чего это нужно. Некоторые специалисты манипулируют тем, что для оформления займа нужно поставить «галочки» под дополнительными услугами. А особо «продуманные» МФО просят сообщить код из SMS или электронного письма для подписания договора электронной подписью. Но в результате оказывается, что помимо займа, клиент берёт несколько ненужных услуг.

Подключение доп. услуг можно подписать онлайн

В общем, будьте внимательны при получении средств. Обязательно изучайте отзывы о работе МФО перед обращением в неё. И, конечно, тщательно читайте договор. Это снизит риск неприятных сюрпризов после его оформления.

Можно ли отказаться от платных услуг, если они уже подключены

Если вы поняли, что МФО подключила вам платные услуги, в которых вы не нуждаетесь, обратитесь с заявлением в офис или позвоните в службу поддержки. При положительном решении обязательно проверьте, что платные услуги отключены.

Вернут ли вам деньги, и в какой сумме, зависит от факта оказания услуги:

  • если вы ещё не получили услугу, например, sms-сообщения о грядущих платежах, то деньги вернут полностью;
  • когда обслуживание уже началось, из суммы возврата вычтут оплату за дни фактического пользования «опцией»;
  • если услуга оказана полностью, то её стоимость не вернут, например, когда страховой случай по договору уже произошёл.

Отдельного внимания заслуживает страхование. По нему есть период охлаждения, который составляет тридцать дней с момента оформления договора (часть 11 статьи 11 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» № 353-ФЗ от 21 декабря 2013 года). В течение этого срока вы можете отказаться от страховки и вернуть деньги, конечно, если не наступило страховое событие. Порядок действий такой:

  1. Направить в МФО заявление онлайн, по почте или передать лично, приложив к нему копию паспорта, договора займа и реквизиты для перевода средств. Если вы подаёте заявление лично, то обязательно дождитесь, чтобы МФО поставила отметку о получении на вашем экземпляре. Обращение по почте направляйте заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес головного офиса микрофинансовой организации.
  2. Дождитесь возврата средств. МФО обязана вернуть деньги в течение семи рабочих дней с момент получения заявления. Если она отказывается делать возврат, вы можете обратиться с жалобой к финансовому омбудсмену, в ЦБ РФ, Роспотребнадзор и саморегулируемую организацию, в которой состоит кредитор. Информация о членстве в СРО должна быть на сайте микрофинансовой компании. Кроме того, споры о навязанных услугах рассматривает суд общей юрисдикции. Однако прежде чем подать исковое заявление, рекомендуем вам направить претензию МФО.
При споре по поводу дополнительных услуг, можно обратиться в суд

Если вы считаете, микрофинансовая организация нарушает ваши права, отказывая в отмене других платных услуг, то обращайтесь к вышеназванным лицам.

Кстати, если вы запретили МФО использовать свои контактные данные, но она продолжает присылать вам рекламные сообщения, то смело подавайте заявление в ФАС и Роскомнадзор.

Вместо заключения

В большинстве случаев страховка и иные дополнительные услуги не приносят практическую пользу заёмщику, а просто являются способом заработка для микрофинансовой компании и её партнёров. Поэтому всегда взвешивайте «за» и «против» подключения необязательных сервисов.

Конечно, все МФО пытаются заработать, а потому активно предлагают заёмщикам, порой ненужные, дополнительные услуги. Однако от их количества сильно зависит размер переплаты. Чтобы займ не обошёлся вам дороже, чем ожидали, внимательно читайте договор перед его подписанием.Если вы считаете, что микрофинансовая организация навязала вам дополнительные услуги и необоснованно включила их в микрозайм, обязательно подайте заявление с отказом от ненужных «опций». При незаконном игнорировании вашей просьбы или отказе обращайтесь с заявлением к финансовому омбудсмену или в уполномоченные органы.